Этно Агро Туризм

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Онар


 

Онар - добрый исполин, неутомимый труженик и бес­страшный заступник народа мари. Он силен, красив, бла­городен. Он более всех марийских героев воспет, возвышен народом. Марийцы даже зем­лю, на которой они живут, свою страну Марий Эл с лю­бовью именуют землей Онара.

Земля Онара составляет всего семисотую часть необъятной России. В ней в дружбе и согласии проживают представители более пятидесяти национальностей.

 

Марий Эл сегодня - суверенная рес­публика, входящая в состав Россий­ской Федерации на основе Феде­рального договора. Расположенная в бассей­не Средней Волги, она граничит с такими промышленно развитыми регионами, как Та­тарстан, Чувашия, Нижегородская и Киров­ская области.

Невелика земля Онара. Она составляет всего семисотую часть необъятной России. Ее население составляет 760 тысяч человек. В ней в дружбе и согласии проживают пред­ставители более пятидесяти национально­стей, в том числе русские составляют 47 про­центов, мари - 43 процента, татары - 6 про­центов, чуваши -1,3 процента, украинцы - 0,7 процента.

Марийцы, аборигенное население респуб­лики, как этнос сформировались на этой тер­ритории к концу первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языко­вой группе народов. В течение длительного периода территория, занимаемая ими, была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому ма­рийцы попадали в зависимость то от Хазар­ского каганата, то от Волжской Булгарии, Зо­лотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству. С этого времени судь­ба народа мари тесно переплелась с истори­ей России, русского народа, других народов страны. В царской России Марийский край, как и все инородческие народы, развивался с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное про­изводство, главными орудиями труда, вплоть до 30-х годов XX века, оставались соха, лу­кошко, серп, цепь. Промышленность была представлена лишь кустарными и полукус­тарными предприятиями, обрабатывающими в основном продукцию леса и сельского хо­зяйства. Более медленными темпами разви­вались и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела нату­ральное хозяйство. Даже на рубеже XIX-XX веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

До октябрьской революции 1917 года ма­рийцы не имели своей государственности и были разбросаны в Казанской, Вятской, Ни­жегородской, Уфимской, Екатеринбургской губерниях. И сегодня 52 процента мари про­живает вне пределов своей республики.

Революция всколыхнула национальное са­мосознание народа. В регионах проживания мари горячо обсуждался вопрос о самоопре­делении. В марте 1920 года второй съезд на­циональных меньшинств Вятской губернии высказался за создание автономии марий­ского народа. Одновременно рекомендовал ему сохранить "белую, как снег, одежду; бы­стрый, как молния, ум; ясные, как звезды, глаза; пластичный, как воск, язык; прекрас­ные, как щебетанье птиц, песни; неугомон­ный, как лист на дереве, характер; нежную, как крылья бабочки, душу; силу Онара в теле".

 

4 ноября 1920 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область. Сбылась многовековая меч­та народа. И уже в 20-30-х годах в области произошли существенные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной сфере и подготовке кадров национальной интелли­генции. Были построены крупные промыш­ленные предприятия, железная дорога, от­крыты два вуза, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, обра­зована широкая сеть школ и учреждений культуры, созданы национальный театр, средства массовой информации на родном языке.

 

Именно тогда была заложена та основа, что помогла нашему народу, выдер­жавшему произвол сталинских ре­прессий, выстоявшему в жестокой битве с фашизмом, преодолевшему лишения пос­левоенных лет, обеспечить дальнейшее совершенствование материальной и духов­ной жизни общества. Тогда была создана ба­за, позволившая небольшой по численности народности вырасти в нацию, которая сумела из всего финно-угорского сообщества в наи­большей мере сохранить свой язык, нацио­нальные традиции, культуру.

 

Народ мари, несмотря на гонения, сумел сберечь свою национальную религию, веру предков. Марийцы - единственный в Европе народ, существенная часть которого не при­няла ни ислам, ни христианство. Не отрек­лась от своих древних богов и значительная часть марийцев, принявших христианство. Соблюдая в той или иной мере каноны право­славия, многие из них постоянно обращают­ся к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, проводят язы­ческие праздники, совершают обряды, до­шедшие до наших дней со времен глубокой старины. С национальной спецификой справ­ляются и церковные праздники. Не чужды им и новые праздники, особенно любимым у на­рода стал Пеледыш пайрем - Праздник цве­тов, возникший в начале 20-х годов и отмеча­емый ежегодно в начале лета. Конечно, язы­чество имеет в себе определенные элементы национальной отчужденности, замкнутости, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных тенденций. Напротив, в тради­ционных языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополу­чии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь и русским, и татарам, и другим народам.

 

И не случайно представители всех наро­дов, проживающие в Республике Марий Эл, чувствуют себя в ней как дома. Здесь успеш­но функционируют центры русской, татар­ской, чувашской, удмуртской культуры. В свою очередь, при нашем содействии созда­ны центры марийской культуры в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Киров­ской, Нижегородской, Свердловской, Перм­ской областях. Такая форма организации лю­дей, оказавшихся в разное время оторванны­ми от своих народов, на наш взгляд, способ­ствует сохранению национального сознания. Правительство республики всячески поддер­живает деятельность Всемарийского Сове­та, общественного движения "Марий Ушем". Эта работа направлена на консолидацию народа, на сохранение, возрождение и обо­гащение его национальных ценностей, на по­вышение общественной активности марий­ского населения.

 

Марийцы отличаются особой привержен­ностью к природе, земле, что в существенной степени определяет и их образ жизни. Сегод­ня более двух третей марийского населения республики - сельские жители. Это и хорошо, и плохо. Хорошо в том плане, что сельский ук­лад жизни способствует сохранению нацио­нального облика народа. А плохо то, что усло­вия жизни основной массы коренного насе­ления республики не только в существенной мере уступают городским условиям, но и ог­раничивают возможности приобщения людей к современной цивилизации. В деревне тя­желее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транс­портного, торгового, медицинского, культур­ного обслуживания.

 

Особенно беспокоит то, что существенно отстает от городской сельская школа. Вот по­чему ее выпускники не могут составить ре­альной конкуренции при поступлении в вузы. Сегодня мы эту проблему решаем путем це­левого направления сельской молодежи на учебу. Но это - меры временные. Основной задачей в данной сфере мы считаем улучше­ние материальной базы сельской школы, по­вышение уровня ее работы. А для этого тре­буется укрепление экономики сельского хо­зяйства, устройство сельского уклада жиз­ни, соответствующего современным стан­дартам. Это и будет надежной базой решения национальных проблем. Нельзя мириться с тем, чтобы деревня, являющаяся колыбелью национальной жизни и культуры, отставала от запросов времени.

 

Требует серьезного внимания и органи­зация национальной жизни в городе. Дело в том, что урбанизация, вымани­вая людей из села, отрывает их от националь­ных корней. Многие горожане волей или не­волей теряют свой этнический облик. Иссле­дования показывают, что значительная часть городских мари общаются между собой толь­ко на русском языке, две трети их отказались от родного языка при общении со своими детьми. Не приобщает своих детей к родному языку наиболее образованная часть народа, что сказывается отрицательно на формиро­вании династийности национальной интелли­генции, которая уже во втором поколении ут­рачивает связи с национальной культурой своего народа. В ходе социологического оп­роса, проведенного в прошлом году, три чет­верти опрошенных отметили, что они гордят­ся, довольны тем, что являются марийцами. Это значит, что у народа мари есть прочный стержень, хороший потенциал для дальней­шего совершенствования нации. Есть и опре­деленная база для этого. Начав восемь десятилетий назад с ликвида­ции сплошной неграмотности населения, Ма­рий Эл сегодня имеет три государственных вуза, четырнадцать средних специальных учебных заведений, тридцать средних про­фессионально-технических училищ, более четырехсот общеобразовательных школ. Кроме того, подготовкой и переподготовкой кадров высшей квалификации в республике занимаются филиалы ведущих московских вузов, небюджетные учебные заведения. Ус­пешно развивается наука, растут кадры уче­ных. В вузах, научно-исследовательских уч­реждениях и других организациях республи­ки трудятся свыше двух тысяч научных и науч­но-педагогических работников, в том числе более тысячи докторов и кандидатов наук.

 

В республике работают творческие союзы писателей, композиторов, художников, теат­ральных деятелей, журналистов.

Произведе­ния марийской литературы знают не только в своей республике, но их переводят, издают и читают в странах ближнего и дальнего зару­бежья. Успешно развивается национальное музыкальное искусство. Сегодня народ мари имеет свою оперу, балет. Получила развитие живопись, полотна марийских художников хранятся не только в лучших музеях России, но и занимают достойное место во многих музеях зарубежных стран. Большой любовью народа пользуется театральное искусство, в республике выросла целая плеяда талантли­вых актеров, действует пять театров.

 

От затерявшихся в глухих лесах смоло­курен до радиоэлектротехнической и маши­ностроительной промышленности, от дере­вянной сохи до высокоразвитой сельскохо­зяйственной техники и механизированных животноводческих комплексов, от топора до лесных комбайнов, от отпечатков пальцев вместо подписи до государственного уни­верситета, от одноголосной песни до нацио­нальной оперы и балета, от ритуальных пред­ставлений до музыкально-драматического театра - таков путь народа мари в двадцатом столетии. Впереди новые дороги, новые за­боты

 
Категория: Мои статьи | Добавил: agrotur (07.05.2009)
Просмотров: 1432 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright EksanCorp © 2024